Ковровская глиняная игрушка

Народный промысел "Ковровская глиняная игрушка", современная история которого ведет отсчет с 1993 года, возрождался на основе глубоких исторических традиций.

С давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала - красной и голубой глины - широко развивался гончарный промысел. Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц. Развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX века. Способствовали тому расширение торговли и обновление технического процесса. В ту пору ковровской глиняной игрушке не суждено было встать в один ряд с лучшими художественными промыслами России: предназначенная для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан, она на протяжении XIX - начала XX веков не выходила за границы Ковровского и других сопредельных уездов Владимирской губернии.

Лишь столетие спустя, в конце XX века, возникли условия для возрождения на Ковровской земле традиционного промысла и обретения им, в буквальном смысле слова, нового качества и новой жизни.

Рождение глиняной игрушки - многоэтапный процесс. Эволюция, которую проходит каждое изделие, от живого природного материала до уникального образца, отличающегося неповторимым авторским почерком, стилем, характером, невольно заставляет вспомнить библейскую легенду о создании первого человека из куска глины.

Современная ковровская глиняная игрушка изготавливается из "голубой" глины, которая добывается на территории Ковровского района. Глина вручную, специальными штыковыми лопатами аккуратно выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение ближайшего года. В таком виде она уже готова к применению. Следующая стадия - подготовка материала для лепки. Глина выкладывается в специальные емкости и увлажняется до нужного состояния, затем разминается вручную. Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3 - 5 дней. Далее - подсушивание в течение 2 суток при более высокой температуре - до 30 градусов (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Затем - естественное остывание. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.

По технологии для росписи глиняной игрушки должны использоваться масляные художественные краски. Ими на фабрике расписывают в первую очередь сложные многофигурные композиции. В последнее время стали активнее применяться темперные краски, поликолоры.

Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего ее. Как правило, мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приемам, художественной манере, даже по характеру. 

 

Жанровые сценки русского быта, воплощенные в глине персонажи русских сказок - это накопленный опыт поколений, заложенный в генетической памяти.